Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов собирается предложить на период пандемии коронавируса ввести безусловный базовый доход для безработных в дополнение к уже существующему пособию. Как сообщает ТАСС, соответствующее письмо Кутепов планирует направить помощнику президента РФ Максиму Орешкину в понедельник, 7 сентября.
«Безусловный базовый доход представляет собой социальное пособие, регулярную выплату фиксированной денежной суммы от государства гражданам страны, гарантирующую им минимальный уровень потребления товаров, услуг и информации независимо от рода деятельности, экономического и социального положения», — сообщил Кутепов.
По словам сенатора, хотя пособия по безработице во время COVID-19 были повышены, «даже с учетом дополнительных выплат на несовершеннолетних детей в семьях безработных и других выплат домохозяйствам, все они не позволили компенсировать им утраченные доходы и поддержать достаточный уровень жизни».
По версии Министерства труда и социальной защиты РФ к концу 2020 года ожидается до 5,5−6 млн безработных. Чтобы удовлетворить их минимальные потребности с учетом семейной нагрузки, им необходимо выплачивать пособие в размере не менее трех прожиточных минимумов трудоспособного населения. Это потребует годовых расходов на содержание зарегистрированных безработных в объеме 2,183 трлн рублей. Программу сенатор предлагает запустить уже в этом году и продолжать ее до 2025 года.
Естественно, как и в случае с другими социальными предложениями, безусловный базовый доход тут же вызывает вопросы о финансировании проекта. Однако, как считает чиновник, финансовые резервы РФ вполне позволяют произвести стартовые затраты на введение экспериментальной программы по выплате базового дохода безработным. Найти их можно в Фонде национального благосостояния (ФНБ), а полученный эффект положительно скажется на экономике в целом и в итоге приведет к заметной отдаче и компенсации вложенных средств.
«Свободная пресса» пообщалась с одним из авторов проекта, руководителем лаборатории проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, главным научным сотрудником РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеславом Бобковым.
Несмотря на то, что сейчас идея о безусловном базовом доходе в России звучит, как фантастика, по словам ученого, введение такой социальной выплаты в нашей стране вполне реально, была бы политическая воля. По подсчетам экономистов, у правительства есть деньги для того, чтобы обеспечить безработным, а в перспективе и другим категориям населения безусловный базовый доход. Более того, такие эксперименты уже проводились, хотя и в ограниченном масштабе. Но будет ли проект распространен на всю страну, сейчас сказать трудно.
— В Российском экономическом университете им. Плеханова и Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований под моим руководством проводится проект, направленный на изучение возможности введения в России безусловного базового дохода. Точнее, некоей переходной модели, потому что безусловный доход должен вводиться сразу для всех категорий населения без всяких условий.
Эта выплата позволила бы кардинально перестроить и экономическую систему, и систему социальной поддержки. Но ввести ее единовременно сложно, нужно посчитать, хватит ли денег, какие плюсы и минусы. Сегодня во всем мире проводится много подобных экспериментальных проектов. Наше исследование рассчитано на три года, сейчас подходит к концу первый год. Задача в том, чтобы предложить органам власти несколько пилотных проектов. Для участия в них мы рассматриваем категории населения, связанные с занятостью, потому что сегодня именно проблемы занятости в нашей стране являются одними из наиболее острых.
«СП»: — Что это за категории?
— Прежде всего, мы выделяем зарегистрированных безработных, особенно тех, в чьих семьях есть дети. Мы благодарны председателю комитета Совфеда за то, что он поддержал нашу разработку. Если бы ее поддержал еще и президент, у нас появился бы уникальный пилотный проект в РФ, направленный на поддержку безработных или хотя бы только безработных, в семьях которых есть дети. Все будет зависеть от того, какие суммы выделят на эксперимент, будет ли он общероссийским или только в конкретных регионах.
«СП»: — Есть ли аналоги у такого проекта социальной поддержки?
— Есть, например, в Финляндии в 2017—2018 годах проводился пилотный проект по поддержке безработных с помощью введения безусловного базового дохода. Авторы пришли к выводу, что он, с одной стороны, материально помогает семьям, с другой, расширяет возможности людей, которые ищут работу. Они не бросаются на первое попавшееся место, имеют возможность повысить квалификацию, не говоря уже о повышении социального самочувствия.
У нас в России в условиях пандемии резко выросла зарегистрированная безработица. Если в прошлом году было всего 800−900 тысяч человек в службах занятости, то сейчас — порядка 6 миллионов. И что будет дальше, мы не знаем. У такого явления могут быть не только экономические, но и социальные последствия.
«СП»: — Каким должен быть размер этого пособия?
— Мы исходим из того, что в семье с ребенком как минимум три человека, следовательно, пособие должно быть в размере трех прожиточных минимумов или около 30 тысяч рублей в месяц. Естественно, оно может отличаться в разных субъектах, у нас есть регионы доноры и регионы реципиенты, но в целом порядок цифр таков.
«СП»: — Проблемы испытывают не только безработные, но и, например, люди, имеющие работу, но получающие мизерные зарплаты. Может ли этот проект быть расширен на другие категории населения?
— Да, мы выделили еще две категории, которые могут участвовать в этом проекте. Первая — это студенты, выпускники вузов и средних профессиональных училищ, которые ищут место работы. Как показывает практика, даже без всякого «ковида» найти хорошую работу выпускникам очень непросто. В среднем около двух лет они находятся в поиске работы, пока не найдут стабильную занятость. Этот период нужно сократить, поэтому мы предлагаем ввести безусловный базовый доход для выпускников, которые ищут первое место работы.
Третья категория, которая может быть включена в эксперимент, это люди с неустойчивой занятостью. Все более распространено явление, когда занятость становится гибкой, бессрочные контракты сокращаются, все больше становится временных, срочных договоров, фрилансерства. Те, кто попадает в эту категорию, лишаются целого ряда социальных гарантий, за них не вносят трудовые взносы. В списки участников можно включить тех, кто получает очень низкую зарплату, зарплату в конвертах, имеет короткое рабочее время и так далее.
Кроме того, мы рассматриваем еще одну категорию, не зависящую от занятости, — это малоимущие семьи с детьми. Под моим руководством мы проводили такой проект в Вологодской области в рамках гранта президента, который не разрушал существующую систему соцподдержки, но предоставлял дополнительное пособие, позволившее поднять доход таких семей до двух третей прожиточного минимума.
Эти выплаты проводились всего лишь в течение квартала. По итогам эксперимента выяснилось, что это очень благотворно сказалось на этих семьях. Выплата не только подняла их доходы, они смогли ощутить себя включенными в общество. Они смогли не только покупать продукты, но и оплатить интернет, мобильную связь, купить ребенку велосипед. Мы считаем, что этот эксперимент можно распространить и на другие регионы и готовы сотрудничать со всеми, кому наши идеи интересны.
«СП»: — Это звучит прекрасно, но есть у государства средства на все эти выплаты?
— В нашем коллективе работают опытные экономисты-математики, а также бывшие работники органов управления. Наши программисты разработали прогнозную программу, которая позволяет определить эффект первоначальных затрат. Мы считаем, что в нашем Фонде благосостояния есть необходимые средства.
Для проекта по безработным, озвученного Кутеповым, нужно как минимум 1,8 триллиона рублей для первоначального вложения на год. Эти стартовые вложения имеются. И если их использовать по назначению, благодаря мультипликативному эффекту эти средства окупятся. Эти выплаты увеличат доходы семей, соответственно, вырастет платежеспособный спрос, это повлияет на расширение производства отраслей экономики, которые ощутят на себе это влияние. В результате вырастет годовой ВВП, появятся дополнительные средства, которые через налоги поступят в доходы бюджета. Этот мультипликативный эффект превысит первоначальные средства, выделенные на стартовый этап проекта из ФНБ. Это показали наши расчеты. То есть мы считаем, что эти выплаты окупятся.